Базовая и сульфатная зольность моторного масла

Общее
Содержание
  1. Виды зольности
  2. Зольность базового масла
  3. Сульфатная зольность
  4. Правила выбора
  5. Автомобили на газу
  6. Cульфатная зольность ↑
  7. Какие разновидности бывают
  8. На что влияет зольность
  9. Присадки
  10. Зольность и SАPS
  11. Нормы уровня зольности
  12. HTHS и скорость сдвига
  13. Общее щелочное число (Total Base Number, TBN)
  14. Зачем нужна щелочь в масле?
  15. Высокое щелочное число — показатель качества?
  16. Метод определения зольности
  17. Зольность масла. Или «Откуда в масле зола»
  18. Сульфатная зольность масла (по науке)
  19. Сульфатная зольность масла для людей. Что нужно знать и как это использовать
  20. Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах
  21. Нормы зольности по ACEA
  22. Международные сертификаты
  23. Влияние золы на двигатель
  24. Требования к зольности для авто
  25. Как определяют сульфатную зольность
  26. Какая зольность масла лучше для двигателя?
  27. Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру

Виды зольности

Зольность — это процентное содержание несгораемых примесей. В среднем он уменьшается на 400 г на 1000 км пробега. Где это происходит? Он испаряется в камере сгорания. Во время этого процесса на внутренней поверхности оседают абразивные частицы, что может привести к образованию заусенцев на поршнях. Все масла можно разделить на три категории:

Имя

расшифровка

Маркировка ACEA

Уровень загрязнения

Полный SAPS

Полный пепел

A1/B1*, A3/B3, A3/B4, A5/B5

1-1,1 %

Средний САПС

Средняя зола

C2, C3

0,6-0,9 %

Низкий уровень SAPS

Низкая зола

C1, C4

< 0,5 %

* Исключен из списка стандартов в документе ACEA European Oil Sequences for Service-Fill Oils 2016.

Если первая часть названий понятна, то аббревиатура SAPS уже не так очевидна. Это всего лишь компоненты: сульфатная зола, фосфор и сера. Чтобы определить зольность смазочного материала, достаточно посмотреть на маркировку на канистре. Там будет указан код официального утверждения в соответствии с европейской классификацией ACEA. Все они перечислены в таблице.

Существует два типа зольности. Обычно они перепутаны, смешаны в одну кучу. Но следует отметить только одну характеристику — сульфаты. Именно его категории перечислены выше.

Зольность базового масла

Капельный тест косвенно указывает на зольность моторного маслаКапельный тест косвенно указывает на зольность моторного масла
Определение качества смазочных материалов путем испытания на падение

Характеристика указывает на то, насколько хорошо химики очистили базовое масло. Для синтетических материалов этот показатель будет равен нулю. В конце концов, материалы на основе ПАО — полиальфаолефины — синтезируются в реакторах. Масла гидрокрекинга изготавливаются из нефтепродуктов, поэтому содержание золы будет довольно заметным. Содержание золы варьируется от 0,001 до 0,5 %.

Основную зольность определяют в соответствии с ГОСТ 1461-75.

Поэтому многие начинающие теоретики заблуждаются и считают, что низкозольное масло содержит меньше примесей. Хотя малозольные и полнозольные масла иногда производятся на одной и той же основе. Любители считают, что для производства базового масла необходимо более тщательное очищение. Это заблуждение. Зольность базового масла не влияет на чистоту. Технологические процессы полностью меняют состав.

Сульфатная зольность

Если число основания уменьшается, число кислоты увеличиваетсяУменьшение числа основания увеличивает число кислоты
График изменения основного числа (TBN) и кислотного числа (TAN) с течением времени

В масло необходимо добавлять присадки, чтобы сделать его малозольным или полнозольным. Их концентрация и состав определяют параметры сульфатной золы. Слово «зола» навевает мысли о куче грязного порошка, оставшегося после сжигания чего-либо. Это не так уж далеко от истины. Химики проводят именно такой эксперимент в лаборатории. Они наливают масло в банки и ждут, пока оно загорится. Количество остатков указывается как показатель качества.

Теоретически, весь осадок остается в двигателе. Но температура двигателя не превышает 110°C, а для воспламенения масла необходимо не менее 250°C. Правда, камера сгорания нагревается до 2 000°C, но обычно там оказывается ничтожно малое количество жира, который, благодаря процессу самоочистки, попадает в фильтр. Нет горения — нет золы.

Содержание сульфатной золы определяется в соответствии с ГОСТ 12417-94.

Моющие свойства масла зависят от показателя сульфатной зольности. Взаимосвязь следующая: чем выше содержание золы, тем выше щелочное число. Щелочи «подавляют» кислоты, которые образуются в ходе химических реакций внутри цилиндра. Чем выше содержание золы, тем больше в масле присадок, необходимых для нормальной работы двигателя. К ним относятся присадки, обеспечивающие эффективную очистку двигателя от продуктов сгорания. Полезные вещества уменьшают силу трения, предотвращая фрикционный износ металлов. Обычно это соли металлов, содержащие фосфор, натрий, магний и кальций.

Правила выбора

Определение уровня золы для моторного маслаЗольность моторного масла
Содержание золы в масле может

Масло с высоким содержанием золы еще более полезно для двигателя. Должны ли автомобилисты в таком случае выбирать только полнозольные масла? Нет. Все дело в экологических стандартах. Класс Евро-0 появился в 1988 г. Ограничения были направлены на снижение доли вредных выхлопных газов. К 2025 году планируется ввести стандарт «Евро-7», который значительно усложнит производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания — ДВС — из-за слишком жестких ограничений.

Лидеры автомобильного рынка были поставлены перед выбором: ликвидировать компанию или искать решение. В результате инженеры придумали простой и элегантный способ снижения выбросов путем установки сажевых фильтров, каталитических нейтрализаторов и EGR — системы рециркуляции выхлопных газов. Полная SAPS содержит слишком много фосфора и серы, в результате чего «зеленые» компоненты автомобиля быстро перестают работать. Вот рекомендации:

  1. Если нет каталитического нейтрализатора и сажевого фильтра, двигатель можно смело заправлять высокосернистой смазкой.
  2. Есть ли в автомобиле «экологически чистые» компоненты? Лучше следовать рекомендациям производителя.
  3. Следует выбирать масла на основе ПАО. Гидрокрекированные варианты не так долговечны.

Многие автовладельцы знают, что полномасляные масла более надежны и служат дольше. Но производители рекомендуют использовать только низкозольные смазочные материалы. Люди добавляют фосфатные и серные добавки в Low SAPS, чтобы продлить срок службы. В результате каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр быстро приходят в негодность. Лучше использовать масло без примесей.

В настоящее время производители освоили технологию переработки отходов. Отработанное масло поступает на производство, очищается и проходит через цепь химических реакций. Результатом является выход с параметрами, соответствующими требованиям. Однако после заливки в двигатель высокие температуры быстро разрушают смазку, и присадки выпадают в осадок.

Автомобили на газу

Схема установки газового прибораСхема установки для систем LPG
Программа CNG

Установка ГТБ (газотурбинного оборудования) изменяет характеристики двигателя. Температура в камере сгорания значительно повышается. Решение кажется простым: использовать полнозерновые масла. Это не так просто. Высокий «сорт» приводит к тому, что присадки быстро сгорают, образуя большое количество осадка. В результате происходит засорение клапана. Это не единственная проблема. В камере сгорания образуется водяной пар, который еще больше ухудшает эксплуатационные характеристики масла.

Что вы должны делать в этой ситуации? Залейте в приводной блок малозольное масло. Основа гидрокрекинга не справится с этой задачей. Выбирайте продукты на основе ПАО. Смазочные материалы не боятся высоких температур. Для полной безопасности двигателя следует использовать масла Esther. Они образуют на поверхности деталей шатуна цепкое покрытие, которое притягивается к металлу, как магнит.

Cульфатная зольность ↑

Зольность — это количественная мера золы, образующейся при сжигании топлива. Чистый продукт (без добавок) не оставляет остатков после сгорания. Если моторное масло без присадок загрязнено, наличие золы будет сигнализировать о возникновении загрязнения.

Содержание сульфатной золы отражает количественное содержание присадок в моторном масле. После окисления органические соединения и сульфаты металлов оставляют золу. Все оксиды металлов переводятся в сульфаты, чтобы сравнить зольность автомобильных масел разных марок. Содержание сульфатной золы определяется в соответствии с утвержденными стандартами (в процентах от первоначального веса моторного масла). Это зависит от топлива, используемого в двигателе, и его конструкции. Содержание сульфатной золы в масле имеет свои ограничения.

Если двигатель автомобиля работает на топливе с высоким содержанием серы, в моторное масло добавляют присадки для повышения его так называемой щелочности. Это нейтрализует кислоты, образующиеся при сгорании топлива. Зольность моторного масла повышается из-за присутствия в нем металлических моющих средств.

Химический состав сырья, используемого в качестве основы моторного масла, определяет его противоизносные свойства. Диапазон температур, в котором можно использовать продукт, зависит от используемых присадок и вязко-температурных свойств масла.

Абразивные материалы в моторном масле оказывают серьезное влияние на его противоизносные свойства. Продукт, который не используется, не должен содержать их вообще, в то время как продукт, который используется, должен быть очищен.

Справочник химика 21 Зольность масла для карбюраторных двигателей
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния
Тестирование и анализ моторного масла: результаты и расшифровка значений
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния
Зольность моторного масла
Моторные масла и все, что вам нужно знать о моторных маслах
Технические данные моторных масел
Расшифровка лабораторного анализа моторных масел
Испытание моторного масла
Что означает содержание сульфатной золы в моторном масле

Какие разновидности бывают

В зависимости от содержания золы различают 3 основных типа: полнозольный, среднезольный и низкозольный. Давайте рассмотрим каждый тип…..

Полнозольные масла могут быть A4/B4, ACEA A5/B5 или A3B3. Одним из основных недостатков этого типа масла является его негативное воздействие на DPF. Еще одним недостатком является возможность повреждения трехступенчатых каталитических нейтрализаторов.

Содержание золы в этих маслах составляет от 1 до 1,1%. Этот показатель не рекомендуется для двигателей EURO 4/5/6, но может использоваться в автомобилях с выхлопными газами EGR.

Среднезольные масла могут использоваться в четырехтактных газовых двигателях, оснащенных турбонаддувом. Они могут быть обозначены как C4 или ACEA C3. Эти смазочные материалы отлично справляются с коррозией и возможным присутствием загрязняющих веществ, которые могут присутствовать в биогазе. Содержание золы в процентах варьируется от 0,6 до 0,9%. Они продлевают срок службы между заменами. Смазка обладает отличными эксплуатационными свойствами.

Низкопенящиеся масла имеют особый состав, который оказывает уникальное воздействие на двигатель автомобиля. Смазка содержит минимум таких элементов, как фосфор, зола и сера. В то же время добавки идеально сбалансированы. Масла могут быть обозначены как C1/C2/C3. Содержание золы в процентах не должно превышать 0,5%. Эти смазочные материалы превосходно очищают трансмиссию автомобиля и могут использоваться как в дизельных, так и в бензиновых двигателях.

На что влияет зольность

Продукты шлама накапливаются на стенках поршневой группы, что приводит к осаждению или закоксовыванию конструкции. Через стенки цилиндров двигателя масло попадает в камеру сгорания, где полностью сгорает. В результате этого процесса образуется коксующийся осадок, который прилипает к стенкам уплотнительных колец.

Этот осадок может дестабилизировать систему зажигания и подачи топлива. Потому что отложения скапливаются на клапанах, свечах зажигания и стенках выпускного коллектора.

Кроме того, содержание присадок влияет на порог воспламенения смазочного материала. По мере выгорания основного состава температурный предел снижается. Это приводит к риску воспламенения смазочного материала в картере двигателя, что может привести к серьезным повреждениям.

Проблема загрязнения компенсируется наличием щелочных добавок. Производители подбирают состав жидкости с учетом нейтрализации зольных отложений. Но в процессе добавки теряют свои свойства, снижая баланс производительности.

Присадки

Молибден является модификатором трения, антиоксидантом, снижает шум двигателя за счет уменьшения трения. Чаще всего он встречается в американских маслах API и ILSAC, но также встречается и в европейских маслах. В свежих стандартных маслах содержание молибдена обычно составляет 50-75ppm. В настоящее время это один из самых эффективных модификаторов трения.

Фосфор — противоизносная присадка из пакета ZDDP. Его также можно найти в модификаторах трения MoDTP.

Расшифровка технических характеристик моторных масел
Расшифровка технических характеристик моторного масла.
Допуски моторных масел: требования и правильный выбор, спецификации масел
допуски на моторные масла vw
Зольность в масле: от чего она зависит?
Содержание сульфатной золы в моторном масле. на что влияет этот параметр? | neauto.ru
Содержание золы в моторном масле: виды и метод определения
Моторные масла и все, что вам нужно знать о моторных маслах
Зольность - химия
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния

Цинк является еще одним компонентом ЗДДП.

Барий — очень редко встречается в рецептуре, но может использоваться как компонент моющих средств и диспергаторов, ингибитор коррозии.

Бор — беззольный диспергатор сукцинимид бора, удерживает продукты сгорания во взвешенном состоянии, обладает высокими моющими и нейтрализующими свойствами. Бор также действует как растворитель для противоизносных и антифрикционных присадок. Его содержание в масле уменьшается с пробегом.

Магний является моющим, нейтрализующим и диспергирующим ингредиентом и присутствует в масле в виде сульфоната магния или салицилата магния (более современные). Сульфонаты магния считаются не такими эффективными, как моющие средства на основе кальция, они содержат много серы и не так эффективно нейтрализуют кислоты, как кальций.

Кальций используется в маслах в качестве моющей и нейтрализующей добавки. Чаще всего используется сульфонат кальция или салицилат кальция. Он вымывает загрязнения и удерживает их во взвешенном состоянии. Большое количество сульфоната кальция можно распознать по высокому содержанию серы и высокой зольности. Салицилат кальция имеет низкое содержание золы и серы, а самого кальция в анализе также будет меньше по сравнению с сульфонатом кальция, иногда в два раза.

Натрий — еще одно моющее средство, которое используется в маслах в виде комплексных соединений сульфоната натрия и салицилата натрия. В некоторых маслах он встречается в сочетании с кальцием, так как эта пара дает более низкую зольность. Существуют соединения натрия, которые также используются в качестве противоизносной присадки.

Титан — некоторые моторные масла содержат соединения титана в качестве противоизносной присадки, снижающей трение и износ. Титановые соединения заменяют пакет ZDDP, поскольку они более экологичны, т.е. лучше работают с катализаторами выхлопных газов.

Кремний — наиболее часто встречается в отработанном масле, но также встречается в анализе свежего масла в качестве противопенной присадки.

Зольность и SАPS

Материалы по теме Летнее моторное масло — существует ли такое?
Базовая и сульфатная зольность моторного масла

SAPS означает сульфатная зола, фосфор, сера. Этот термин описывает содержание сульфатной золы, фосфора и серы в моторном масле соответственно. Масла со средней или низкой зольностью — Mid SAPS и Low SAPS — необходимы для автомобилей, оснащенных системами доочистки выхлопных газов и трехкомпонентными каталитическими нейтрализаторами, чтобы продлить срок их службы. Полные масла SAPS, с другой стороны, этого не делают. Наоборот, они менее чувствительны к некачественному топливу.

Как определить, какое продаваемое масло имеет ту или иную зольность? На самом деле все эти градации прописаны в европейской классификации ACEA, которая практически всегда указывается на канистрах. В частности, обозначение ACEA Ax/Bx соответствует полной (высокой) SaPS, а ACEA Cx — низкой SaPS (и средней SaPS). В нефтяной промышленности допустимо объединить Mid SaPS и Low SaPS в одну категорию — Low. Поэтому нет необходимости специально искать упоминания о SAPS на канистрах.

Нормы уровня зольности

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нормы содержания золы ограничены как сверху, так и снизу. Если масло переводится из категории полнозольных в категорию малозольных, его полезные свойства теряются.

Однако это неизбежно при конструировании современных двигателей. Чем выше уровень доочистки выхлопных газов, тем сложнее нейтрализаторы и фильтры. Многокомпонентный каталитический нейтрализатор, как и сажевый фильтр, может быть легко разрушен фуллеровым маслом со всеми его положительными характеристиками.

Базовая и сульфатная зольность моторного масла

Например, зольность является очевидным противоречием, когда масло позиционируется как более долговечное или энергоэффективное.

В нем требуется повышенное количество присадок, особенно нормализующих щелочное число, которое резко снижается по мере деградации и, соответственно, повышается зольность, что категорически противопоказано для компонентов доочистки выхлопных газов.

Выходом из ситуации является использование беззольных добавок, но это длительный процесс, и пока он не был тщательно протестирован. Кроме того, такие продукты неизбежно будут расти в цене.

HTHS и скорость сдвига

Параметр HTHS (High Temperature High Shear) — это так называемая высокотемпературная вязкость при высокой скорости сдвига. Дело в том, что в отличие от нормальной вязкости при 100˚C, которая обозначается цифрами после W (например, «30» в 5W-30), HTHS — это не кинематическая вязкость, а так называемая динамическая вязкость, которая измеряется при 150˚C. Это мера сопротивления, которое оказывает масло при попытке сдвинуть один слой масла относительно другого.

Материал о моторных маслах — их срок службы, замены и неопределенности
OelCheck-1

Чем ниже HTHS, тем лучше энергосберегающие свойства моторного масла — потому что потери на трение ниже. С другой стороны, чем выше HTHS, тем выше прочность масляной пленки. Поэтому вязкость не должна быть слишком высокой или слишком низкой: требуется оптимальная для двигателя и условий эксплуатации.

HTHS не указывается на канистрах по простой причине: он фактически связан со спецификацией масла:

HTHS < 3,5

HTHS > 3,5

HTHS > 3,7

xW-8 / 12 / 16

xW-30

15W / 20W / 25W-40

xW-20

0W / 5W / 10W-40

xW-50

xW-30

xW-60

Общее щелочное число (Total Base Number, TBN)

Общее базовое число (TBN) — это показатель общего базового числа масла. Она выражается количеством гидроксида калия (KOH) в мг на 1 г смазочного материала. В маслах щелочное число увеличивается под воздействием моющих и диспергирующих присадок, поэтому этот параметр является косвенным показателем срока службы масла.

Зачем нужна щелочь в масле?

Процесс сгорания топлива в двигателе сопровождается выпадением в осадок кислот. Попадая в картер, осадок превращается в реакцию окисления, что приводит к коррозии и образованию осадка, нарушая циркуляцию масла. Это приводит к масляному голоданию и отказу двигателя.

Щелочные компоненты необходимы для нейтрализации кислых продуктов сгорания. Моющие средства растворяют твердые отложения и предотвращают образование новых, а диспергирующие добавки удерживают твердые отложения во взвешенном состоянии и разбивают кислоты на нейтральные фракции.

Допуски моторных масел: требования и правильный выбор, спецификации масел
Содержание сульфатной золы в моторном масле
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния
допуски на моторные масла vw
Содержание золы в масле - Свойства масла
Содержание золы
Моторные масла и их характеристики: группы, требования, свойства, таблица соответствия
Что означает содержание сульфатной золы в моторном масле?
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния

В течение срока службы масла щелочные присадки постепенно расходуются, щелочное число уменьшается.

Следует отметить, что в реальной жизни практически не бывает случаев, когда щелочное число нефти приближается к нулю в результате истощения. Однако замену масла не следует откладывать.

Высокое щелочное число — показатель качества?

Высокий щелочной показатель является большим преимуществом для клиентов, которые не очень хорошо знакомы с параметрами моторных масел. Дело в том, что высокий TBN увеличивает еще один очень важный фактор — содержание сульфатной золы, которая оказывает негативное влияние на каталитический нейтрализатор в выхлопной системе, отложения на маслосъемных кольцах и клапанах. Кроме того, если головка поршня покрыта твердым масляным осадком с высоким содержанием золы, хонинговальные риски, которые помогают поддерживать масляную пленку, начинают изнашиваться. Последствия этого — «износ масла», прогоревшие клапаны, разрушение каталитического нейтрализатора — тема для отдельной статьи.

Именно поэтому в последнее время широкое распространение получили масла со средним и низким SAPS, в которых снижено содержание сульфатной золы и щелочи.

Важно понимать, что именно содержание нейтральных солей, а не общее щелочное число TBN, указывает на моющую способность масла. Нейтральные соли не увеличивают TBN, поэтому низкое содержание щелочей не является показателем плохого качества моторного масла.

На качество моторного масла влияет не только моющее средство, но и антиоксидантные, диспергирующие, противоизносные и противозадирные присадки, а также качество базового масла.

Если качество топлива в вашем регионе оставляет желать лучшего, следует выбирать масла с высоким щелочным показателем. Высокое содержание серы приводит к быстрому окислению масла, поэтому масло с высоким TBN прослужит немного дольше.

Метод определения зольности

Зольность масла можно определить по его толерантности:

  • ACEA A1/B1, A3/B4, A5/B5 — полная зола
  • ACEA C3 и C2 — средняя зола
  • ACEA C1 и C4 — низкая зольность

Универсальные незакаленные масла группы SE/D обычно имеют содержание сульфатной золы около 1,0 % Общее содержание присадок в таких жидкостях составляет около 10,3-11,5 %.

В лабораторных условиях для определения зольности масла его сжигают при очень высокой температуре (около +775 °C) до образования твердой однородной массы, а затем обрабатывают серной кислотой. Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока его объем не перестанет уменьшаться.

Этот остаток будет представлять собой золу, которая не воспламеняется. Он будет оседать в двигателе или выхлопной системе. Вес золы сравнивается с исходным весом испытуемого образца и рассчитывается процент, который является единицей измерения содержания сульфатной золы.

Зольность масла. Или «Откуда в масле зола»

Чему способствует зольность масла
Чему способствует содержание золы в масле?

В этой статье мы поговорим еще об одном интересном свойстве нефти. А именно, содержание сульфатной золы в масле (не пугайтесь формулировки, на самом деле она довольно проста). В дальнейшем все будет происходить на человеческом языке.

Сульфатная зольность масла (по науке)

Конечно, если попытаться разобраться в научных определениях и описаниях зольности нефти (далее только зольность нефти (хотя это другой показатель, но разделять их бессмысленно)), то интерес к таким вопросам вообще пропадает.

Вот, например, описание зольности нефти на довольно крутом и интересном ресурсе www.mssoil.ru:

Содержание сульфатной золы (сульфатных шлаков) является показателем для определения добавок, которые включают органические соединения металлов. Зола, полученная в результате сжигания нефти с присадками, обрабатывается серной кислотой для преобразования оксидов металлов в сульфаты, которые прокаливаются при температуре 775°C с образованием сульфатной золы.

Как говорится, без пол-литра не обойтись. Но вы можете зайти с человеческой стороны и сделать все просто.

Сульфатная зольность масла для людей. Что нужно знать и как это использовать

Самое простое и краткое объяснение зольности нефти выглядит примерно так: «Содержание сульфатной золы в масле является показателем наличия в нем присадок». Запутались окончательно? Разгадка.

Всем известно, что все масла (все — моторные, трансмиссионные и любые другие) состоят из базового масла и пакета присадок, определяющих специфику использования масла. Все очень просто — если в одно и то же базовое масло добавить различные пакеты присадок, то получится (например) высококачественное моторное масло и (в противном случае) обычное трансмиссионное масло.

Какое отношение имеет зольность масла? Именно зольность указывает на наличие в этом масле пакета присадок для «добавления масла», или тюнинга, если можно так выразиться.

Дело в том, что вы не можете «настраивать» масло вечно. Просто все эти присадки и примеси накапливаются в течение срока службы масла и соответственно сгорают, образуя ту самую золу, которую вы видите на поршнях, клапанах и кольцах. И если базовое число масла отвечает за его способность нейтрализовать все это, то сульфатная зольность масла ограничивает его способность к образованию зольных соединений.

Фокус в том, что большое количество золы рано или поздно начнет менять температуру воспламенения масла, потому что сама зола, скапливаясь где-то (как всегда в самом интересном месте, например, на свечах зажигания), будет воспламенять горючую смесь раньше, чем положено, или, наоборот, мешать тем же свечам зажигания нормально работать.

По этой причине доступность присадок ограничена, а их присутствие в масле проявляется одинаковым содержанием сульфатной золы в масле. Если все остальные характеристики двух масел равны, побеждает то, у которого выше сульфатное число, так как это указывает на то, что масло более «настроено».

Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах

Ответственность за стандартизацию масел возложена на ACEA. Эта европейская организация строго контролирует масла, получившие сертификат. Отклонения от закона не допускаются и наказываются вплоть до отзыва лицензии производителя.

Рынок США контролируется стандартами API Американского общества инженеров. Существует также категория международных стандартов.

Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния

Нормы зольности по ACEA

Поскольку требования организации являются наиболее строгими, в следующей таблице описаны показания соответствующих стандартов.

Бензиновые агрегаты:

Требования %. Стандарт
С1 С2 С3 С4
Фосфор(≤) 0,05 0,09 0,07-0,09 0,09
Сера(≤) 0,2 0,3 0,3 0,2
Сульфатная зола(≤) 0,5 0,8 0,8 0,5
Показатель щелочности(≥) 6 6

Дизельные конструкции:

Требования %. Стандарт
Е4 Е6 Е7 Е9
Фосфор (≤) 0,08 0,12
Сера (≤) 0,3 0,4
Сульфатная зола(≤) 2 1 1 2
Индекс щелочности (≥) 12 7 9 7

Международные сертификаты

Отдельную категорию составляют международные сертификаты качества, применяемые к зольности моторных масел.

Основные требования следующие.

Тип двигателя Предел золы %
Бензин 1,5
Малый дизель 1,8
Высокая мощность, форсированный дизель 2,0

Влияние золы на двигатель

Высокая зольность приводит к образованию высокотемпературных отложений, обладающих дегенеративными свойствами. Они могут загрязнять не только сам двигатель, но и влиять на работу других систем автомобиля. Их смывание — одно из основных свойств моторного масла. Но этого недостаточно, так как для полной очистки поверхности от отложений их необходимо измельчить и нейтрализовать. Благодаря моющим и диспергирующим свойствам можно восстановить прежнюю чистоту деталей и нормализовать рабочие процессы. Если отложений слишком много, температура в двигателе будет повышаться. В результате снижение производительности приводит к дальнейшим сбоям. Это особенно касается масляных фильтров, которые могут засоряться. Другие компоненты также подвергаются воздействию:

  • Несвоевременное воспламенение смеси;
  • Проблемы с электродами свечи зажигания;
  • Прогоревшие выпускные клапаны;
  • Осаждение золы в камере сгорания

Требования к зольности для авто

Существующие стандарты учитывают непостоянное содержание золы в маслах. Явные ограничения вводятся только для новейших продуктов. Существуют общие ограничения для отдельных стран, но они не очень строгие.

Например, даже в Европе разрешено использование полнозольных продуктов, особенно в дизельных двигателях большой мощности. Но на нижней границе стандарта.

В долгосрочной перспективе все двигатели будут однозначно переведены на средне- и малозольные масла. Об этом свидетельствуют требования производителей двигателей, которые в этой области даже опережают нормативы.

Как определяют сульфатную зольность

Содержание сульфатной золы наиболее точно определяется химическими методами. Процедура выполняется следующим образом, шаг за шагом.

Примечание: Информация представлена исключительно в ознакомительных целях. Полное описание процедуры, состоит из 25 пунктов, включая сложные формулы и диаграммы.

  1. Образец смазки помещается в технический контейнер.
  2. Под воздействием температуры масса сгорает до образования твердого углерода.
  3. Остаток охлаждают до +25 (±2)˚C.
  4. Смесь обрабатывают концентрированной серной кислотой до отделения сульфатов.
  5. Следующим этапом является многократное прокаливание при температуре +775˚C до тех пор, пока углеродистые примеси не будут окислены на 100%.
  6. Затем следует вторая кислотная обработка и вторичное прокаливание для стабилизации целлюлозы.

Конечная масса охлаждается и проводятся расчеты. Результатом является массовая доля сульфатной золы в масле.

Какая зольность масла лучше для двигателя?

Высокое содержание сульфатной золы указывает на то, что масло содержит большое количество моющих (кальций), противоизносных и противозадирных (цинк-фосфор) присадок. Это означает, что при одинаковой основе, схожих условиях эксплуатации и одинаковых интервалах замены такие масла обеспечивают лучшую защиту двигателя, чем менее зольные масла.

Однако материалы с высоким содержанием сульфатной золы подходят не для всех энергоблоков. Они могут оказывать особенно пагубное воздействие на фильтры DPF, являющиеся частью системы доочистки выхлопных газов EGR, а также на трехступенчатые каталитические нейтрализаторы. Они также не рекомендуются для двигателей с системами выбросов Euro 4, Euro 5 и Euro 6.

Среднезольные масла лучше работают в четырехтактных газовых двигателях, оснащенных турбокомпрессорами. Хорошее качество этих жидкостей способствует увеличению межсервисных интервалов и препятствует коррозионным процессам. Кроме того, именно средне вспененные масла предотвращают появление в биогазе загрязнений с высоким содержанием сероводорода и галогенидов.

Низкопенное моторное масло очень тщательно очищается и обогащается присадками, которые нетипичны для продуктов, описанных выше. В частности, зола, фосфор и сера значительно снижаются в смазочных материалах с низким пенообразованием.

Испытания малопенящихся масел доказали, что они способны отлично очищать двигатель, предотвращая преждевременный износ двигателя, вызванный твердыми негорючими частицами.

Низкопенящиеся масла идеально подходят для автомобилей с современными системами доочистки выхлопных газов (особенно для дизельных двигателей).

Единственным недостатком этих материалов является их восприимчивость к качеству топлива. Один бак «плохого» топлива может «убить» все полезные свойства масла.

Моторное масло

Понятие сульфатной зольности и градация масел по этому параметру

Сульфатная зольность — это процентное содержание в общем весе смазочного материала различных твердых органических и неорганических соединений, которые образуются при сгорании масла. Именно этот параметр чаще всего рассматривается сегодня, хотя существуют и другие вариации зольности, которые учитываются при испытаниях смазочных материалов.

Сульфат, по определению, является солью серной кислоты, химического соединения, имеющего в своем составе анион -SO4. Эта часть названия происходит от метода подсчета золы в моторном масле.

Жир, проверяемый на содержание золы, сжигается в лаборатории при высокой температуре (около 775°C) до образования однородного твердого вещества, а затем обрабатывается серной кислотой. Полученное многокомпонентное вещество снова прокаливают до тех пор, пока его масса не перестанет уменьшаться. Этот остаток будет представлять собой золу, которая не воспламеняется и оседает в двигателе или выхлопной системе. Его масса сравнивается с исходной массой испытуемого образца и рассчитывается процентное содержание, которое является единицей измерения содержания сульфатной золы.

Тестирование и анализ моторного масла: результаты и расшифровка значений
Технические данные моторных масел
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и степень влияния - Все об автомобилях от А до Я
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значение и уровни влияния - Автомобильный портал Novomotors
Содержание сульфатной золы в моторном масле - влияние и уровень влияния
Содержание сульфатной золы в моторном масле - значения и уровни влияния
Допуски на моторные масла Vw
На что влияет содержание сульфатной золы в моторном масле?
Содержание золы в моторном масле: виды и метод определения
Почему моторное масло почернело?

Базовая и сульфатная зольность моторного масла

Содержание сульфатной золы в масле обычно является показателем количества противоизносных, противозадирных и других присадок в масле. Содержание золы в чистой масляной основе, в зависимости от природы ее происхождения, обычно не превышает 0,005%. Это означает, что на литр масла приходится всего 1 мг золы.

При обогащении присадками, содержащими кальций, цинк, фосфор, магний, молибден и другие химические элементы, содержание сульфатной золы в масле значительно увеличивается. Повышается его способность образовывать твердые, невоспламеняющиеся частицы золы при термическом разложении.

Базовая и сульфатная зольность моторного масла

В настоящее время смазочные материалы ACEA делятся на три категории в зависимости от содержания золы:

  • Full Saps (полнозольные смазочные материалы) — содержание сульфатной золы составляет 1-1,1 % от общего веса масла.
  • Mid Saps (среднезольные масла) — продукты с такой формулировкой имеют процент золы от 0,6 до 0,9 процентов.
  • Low Saps (малозольные смазочные материалы) — процентное содержание золы составляет менее 0,5%.

Существует международное соглашение о том, что содержание золы в современных маслах не должно превышать 2%.

Базовая и сульфатная зольность моторного масла

Источники

  • https://mashinapro.ru/2023-chto-takoe-zolnost-motornogo-masla.html
  • https://himpribor-reaktiv.ru/consumables_timing/sulfatnaa-zolnost-motornogo-masla-znacenie-i-stepeni-vliania.html
  • https://masladvig.ru/zolnost-motornogo-masla-vidy-i-metod-opredeleniya/
  • https://www.zr.ru/content/articles/928550-parametry-motornyh-masel-rasshifrovka/
  • https://AutoVogdenie.ru/zolnost-motornogo-masla.html
  • https://mirsmazok.ru/motornye-masla/zolnost-masla/
  • https://oooyuma.ru/uhod-za-avtomobilem/zolnost-masla-na-chto-vliyaet.html

Оцените статью